Когда сегодня утром я пришел на работу, то обнаружил, что после решения Мосгорсуда в отношении дела Ходорковского в жизни людей все равно ничего не изменилось. Кто-то нашел сайт, на котором та самая итальянская мебель, которую он собирался покупать и теперь живо обсуждает это, кто-то обсуждает обустройство водопровода на даче, кто-то рассказывает про «последний звонок» дочки… Короче говоря – жизнь вроде бы продолжается и не изменилась…
Увы, сограждане, жизнь изменилась принципиально – просто вы это еще не осознали. И изменения касаются всех вас, включая меня. Суть этих изменений в том, что государство, как таковое, в России свое существование закончило. Поэтому и итальянская мебель, и ваши дачи, и успехи детей в учебе в самое ближайшее время отойдут на второй план: на первый план выйдут вопросы куда более серьезные.
Проблема в том, что если в государстве нет законов – значит, нет и государства. И наоборот: первым признаком отсутствия государства является отсутствие законов. Но природа не терпит пустоты: если имеется пустое пространство – значит, оно чем-то заполняется. Чем именно? Для этого есть прямой смысл вспомнить события 20-летней давности. Чем заполнился правовой вакуум?
Криминалом.
Только в отличие от того времени роль криминала будут выполнять правоохранительные органы. А заказчиком будет… да кто угодно: лишь бы у него были деньги.
Не верите? Вам это кажется невероятным? Зря… Во-первых, вспомните: 20 лет назад нам тоже такое казалось невозможным после времени спокойного и ленивого «застоя». Однако в считанные месяцы жизнь показала, что благодушие и наивность не способствуют правильному мировосприятию. А, во-вторых, я уже писал про воровские понятия тех лет. Так вот, сограждане: это наблюдается уже сегодня - здесь и сейчас. Дело Ходорковского – просто само громкое дело, на котором принцип презрения к Закону, принцип подтасовки фактов, принцип юридического абсурда, принцип «договор – это бумажка, а надо жить по понятиям» был отработан до мелочей. Но вспомните, как ведут себя многие большие (и не очень большие) начальники у вас на работе…
Никакого сходства не видите? Ничего, очень скоро увидите!
Вот почему сколь знаковым явилось второе дело Ходорковского для общества, столь же знаковой является задача скорейшего освобождения Ходорковского и Лебедева.
Впрочем, не только их: в России около 300 тысяч невинно осужденных людей томятся в тюрьмах. Если вы по-прежнему в этом сомневаетесь – читайте интервью Уильяма Браудера: уверяю вас, ужаснетесь.
Давайте четко отдадим себе отчет: требуя освобождения Ходорковского и Лебедева (как бы мы к ним не относились) – мы требуем права для себя самих.
Люди, всегда помните то, что еще четыреста лет сказал английский поэт, настоятель собора св. Павла в Лондоне Джон Донн (1572 – 1631):
«Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».