Ситуация с запретом Skype, Gmail и Hotmail, озвученная начальником Центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александром Андреечкиным, наделала много шума. Сегодня уже представитель Центра общественных связей ФСБ в своем интервью «Интерфаксу» заявил, что (цитата) «ФСБ России не предлагает и не планирует никаких мер, связанных с ограничением использования сервисов Skype и Gmail в России».
Но наши высшие руководители за последние 11 лет очень постарались: заявлениям официальных представителей верят не больше, чем заклинаниям шаманов племени мумбо-юмбо. К тому же, тот факт, что в руководстве правительства собрались неспециалисты, умеющие только зад начальству вылизывать, доверия словам официальных представителей также не добавляет.
Гораздо больше доверия профессионалам. Вот я и решил пообщаться с такими людьми. Итак – слово профессионалу. По понятным причинам, его имя названо не будет.
Юрий: Скажи, насколько реально для ФСБ закрыть доступ к сервисам Skype, Gmail и Hotmail?
Профи: К сервису Hotmail закрыть доступ вполне реально. К сервису Gmail доступ закрыть реально, но абсолютно не осуществимо на практике. К Skype закрыть доступ невозможно даже теоретически.
Юрий: Поясни.
Профи: Смотри: Gmail и Hotmail – это почтовые сервисы, к которым доступ возможен через web-интерфейс. Проще говоря – через браузер Интернета. Закрыть доступ к такому сервису несложно. Но закрыть доступ к Gmail – нереально.
Юрий: К Hotmail реально, а почему же к Gmail нереально?
Профи: Это нереально из финансовых соображений.
Юрий: Не понял…
Профи: Сейчас объясню. В настоящее время в России семимильными шагами развиваются продажи смартфонов. Все они работают на базе операционной системы Google Android. А эта операционная система требует наличия учетной записи Gmail – иные не принимаются. Теперь представь, что эта запись недоступна. Следовательно, весь рынок смартфонов просто рухнет. Это все равно, что глушить атомной бомбой рыбу в деревенском пруду. Да, рыбу ты заглушишь, но попутно уничтожишь и пруд и деревню. Тут то же самое. Закрой Gmail – и накроется рынок смартфонов. А это миллиарды долларов, в которых сами высшие чины ФСБ имеют свой интерес. Они не будут гробить свой бизнес.
Юрий: А почему Skype невозможно прикрыть?
Профи: Потому что для закрытия Skype недостаточно запретить определенные порты: они постоянно меняются. Следовательно, надо запрещать доступ по определенному протоколу Интернета. Следовательно, перестанут работать и ICQ, и NetMeeting, и Odigo – и еще куча других интернет-пейджеров. Это равносильно запрету Интернета. К тому же, прямое общение возможно через многочисленные чаты. Запрет Skype – вообще полная глупость.
Юрий: Зачем же это заявляется? Ведь не сами же большие начальники это придумали!
Профи: Скорее всего, это просто знак обществу: типа, помните, что вы все под надзором, за вами за всеми следит Большой Брат – как у Оруэлла. Но на самом деле это просто блеф – от бессилия…