До недавнего времени все разговоры о болезни Путина напоминали гадание на кофейной гуще. Все догадки строились на речах Пескова, на непонятной и алогичной отставке путинского кореша Сердюкова, на внезапном и слабо объяснимом исчезновении путина с телеэкранов, на странной походке Путина… Согласен, сигналов было много, но, повторяю: анализ этих сигналов о том, что Путин болен (и, возможно, болен гораздо серьезнее, чем мы думаем, и даже, вероятно, болен смертельно) – это были догадки.
До сегодняшнего дня.
Именно сегодня произошло событие, которое позволяет однозначно сделать вывод о том, что не только со здоровьем, но и вообще с политическим будущим у Путина проблемы гораздо более серьезные, чем даже можно себе представить.
Событие это отказ премьер-министра Японии Есихико Ноды посетить Россию.
Вначале – только факты. В декабре уходящего года премьер-министр Японии Есихико Ноды должен был посетить Россию с официальным визитом. Сегодня Япония официально уведомила Россию о том, что господин Нода в Россию не приедет. Официальная причина отказа – японское правительство озабочено состоянием здоровья Владимира Путина.
Теперь прошу запастись читателей терпением, поскольку вынужден дать минимум теории, ибо без этого не обойтись.
По дипломатическому протоколу официальные визиты такого уровня планируются заранее, задолго до визита. Помощники долго готовят повестку и т.п. Поэтому отказ от визита – это не звонк подружке о том, что из-за насморка она не сможет быть на дне рожденья. Для отказа от визита нужна причина более чем серьезная. Подобные визиты отменяются только в двух случаях: либо как политический демарш в знак протеста, либо в случае, если политически такая поездка теряет смысл, то есть становится нецелесообразной.
Но, вне зависимости от причин, такой демарш означает одно: дипломатический скандал.
Полагать, что господин Нода на самом деле такой сердобольный могут лишь очень наивные люди. Принять такое решение главу государства могут заставить только политические соображения.
Теперь давайте снова вернемся к фактам. А о чем, собственно, Есихико Нода собирался беседовать с Путиным? Что он собирался обсуждать? Крайне важный для Японии вопрос: ситуацию вокруг Курильских островов. Больше скажу: в канцелярии Ноды о причинах отмены визита вообще распространяться не стали и ответили туманно (если не сказать на грани пренебрежения):
«Визит премьер-министра Японии в Россию состоится позже в силу разных обстоятельств».
Для дипломатов такие высказывания считаются недопустимыми. Таким образом, это дает дополнительные основания говорить о дипломатическом скандале.
После этого дежурные заверения Пескова о прекрасном здоровье Путина уже не вызывают никаких чувств, кроме саркастической ухмылки. Объяснения подобного решения тем, что через две недели в Японии состоятся выборы и, вероятнее всего, к власти придет другая партия – это тоже не объяснение: а что, во время планирования визита об этом не было известно?
Так что, все эти официальные российские объяснения несостоятельны.
И вот давайте подумаем: а чем руководствовался на самом деле японский премьер?
Тут я позволю себе высказать гипотезу.
На мой взгляд, японское правительство руководствовалось, прежде всего, тем, что разговаривать… не с кем.
А что вы хотите? Парадокс, но такие вещи, как тяжелая болезнь Путина, можно скрыть от населения, но не на межгосударственном уровне. А для авторитарных нелегитимных режимов здоровье диктатора является ключевым параметром.
Отсюда вывод: а с кем говорить?
С больным, теряющим власть Путиным?
И о чем с ним говорить?
Выводы делайте сами…