РПЦ требует ввести уголовное наказание за оскорбление чувств верующих. Комментарий юриста

Вчера на сайте Накануне.ру я прочитал одну статью. Честно скажу: всякое читать приходится – но после ознакомления с текстом этой статьи – на уважаемом, далеко не «желтом», новостном сайте - я не поверил своим глазам. Потому что информация была настолько дикой и неправдоподобной, что мозг просто отказывался ее воспринимать. Это даже не средневековая дикость – это хуже.

Короче, сограждане, не буду вас интриговать. Дело в следующем: представитель РПЦ, заведующая юридическим отделом МП РПЦ некая инокиня Ксения Чернега, выступила с предложением ввести в Уголовный кодекс РФ статью, в соответствии с которой оскорбление «чувств верующих» будет считаться уголовно наказуемым деянием и, соответственно, наказываться реальным лишением свободы.

Это судьбоносное предложение сия мадам выдвинула на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Впрочем, истины ради, следует отметить, что такие идеи – далеко не новость. С подобными экстремистскими людоедскими идейками уже засветился одиозный Чаплин. Но Чаплин – он и в Африке Чаплин: он все время выдает подобные перлы, на которые публика уже просто перестала обращать внимание. Чаплина уже давно воспринимают, как «злого клоуна» - так что идеи типа «запрещать богохульные книжки», поддержку православных хунвейбинов никто уже, по большому счету, всерьез не воспринимает. Но данное выступление мадам Чернеги было вполне официально – потому и относиться к нему, с моей точки зрения, следует уже всерьез.

Ладно, шут со мной – в конце концов, я не юрист и могу эту проблему преувеличивать или не так понять. Поэтому за разъяснением я обратился к моему другу Алексею, который уже раньше комментировал подобные фокусы.

Обычно сдержанный и корректный Алексей, всегда тщательно подбирающий выражения, на этот раз реагировал иначе. Прочитав статью, он вначале тупо уставился в монитор, затем побагровел и сказал одну фразу:

- Они ох…ли! П…ц!

Я потребовал разъяснений. Далее изложу точку зрения профессионального юриста Алексея (кстати, человека верующего). Излагать постараюсь в конспективном виде, опустив мат и эмоции.

- Это уже вообще ни в какие ворота не лезет! Я не понимаю – им что, существующих статей мало? Смотри: на сегодняшний день за оскорбление чувств верующих по статье 5.26 КОАП можно оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.  Мало? Ладно, допустим, мало. Но и в УК есть соответствующие нормы. Так, в статье 213 УК (то самое хулиганство, за которое девицы из Пусси Райот схлопотали 2 года) есть пункт "б", согласно которому одним из классифицирующих признаков хулиганства являются « мотивы религиозной ненависти или вражды». По этой статье можно получить до семи лет. Это тоже мало?

Более того, в УК есть статья 214 – вандализм. Согласно статье 214 можно на 3 года отправиться «в места не столь отдаленные» за осквернение зданий, сооружений или порчу имущества по мотивам религиозной ненависти или вражды. Этого им тоже мало?

Ну, про статью 282 УК я вообще молчу: по ней можно до 5 лет тюрьмы получить вообще за некое абстрактное возбуждение ненависти или вражды (кстати, и за унижение достоинства) по классифицирующим признакам отношения к религии. Я уж не говорю о том, что Путин вернул в УК статьи 130 (оскорбление) и 129 (клевета). Это им все мало, да?

Весь ужас ситуации в том, что в данном случае РПЦ ведет речь уже не о защите каких-то конкретных верующих, не просто о защите себя как социального института, а о защите себя как государственного института.

Ты пойми, что в многоконфессиональной стране, где постулаты одной религии часто оскорбляют представителей другой религии, а чувства атеистов оскорбляют вообще религиозные атрибуты, подобные меры спровоцируют религиозных фанатиков на нападения именно по религиозному признаку. А, учитывая то, что РПЦ находится на особом положении, это означает: данная статья (если она, не дай Бог, будет принята), фактически установит православие в качестве государственной религии.

То есть, мы получаем православный Иран.

А это чревато либо гражданскими столкновениями, либо массовой эмиграцией – точнее, эвакуацией. И чтобы предотвратить гражданскую войну, нынешняя власть будет вынуждена вводить в стране натуральные резервации: для мусульман, для староверов, для атеистов и так далее. Ты вообще понимаешь – к чему это может привести?!

Юра, я сам верующий человек. Хотя и получил в школе атеистическое воспитание. Верующим я стал в Чечне – правду говорят: в окопах нет атеистов. Но, будучи православным, я категорически против такого изменения в законодательстве – и не только потому, что отлично понимаю последствия. Я не хочу жить в православном Иране и не хочу, чтобы попы мне указывали – как одеваться, какие книги читать, какие фильмы смотреть… С Богом я как-нибудь сам договорюсь – мне для этого посредники не нужны. И отправляться в тюрьму за 2-3 неосторожных слова у меня нет ни малейшего желания. Впрочем, смею предположить, что и у тебя тоже.

В этой ситуации позиция самого Путина меня просто шокирует! Или у него советники ни хрена не соображают – или он сам потерял связь с реальностью! Я сегодня тоже прочитал: он (Путин) выступает за то, чтобы государство жестко реагировало на так называемые «провокации против верующих». Ты почитай «Интерфакс» - там это подробно описано!

Я прекрасно понимаю, что в России сейчас идеология отсутствует в принципе. Поэтому могу понять Путина, что он хватается за православие, как за соломинку, пытаясь найти хоть какую-то идеологию. Но это не сработает без таких репрессий, перед которыми сталинский 37 год просто померкнет! Да что же он творит?! 

С другой стороны, сделать православие государственной религией – это выпустить такого джинна из бутылки, что мало не покажется никому. Вот давай не будем загадывать друг другу загадки на смекалку с ответами, а станем рассуждать логически. Ни ты, ни я, никто другой – мы не обязаны разбираться во всех религиозных тонкостях. И даже в теократическом государстве (а к этому все идет) невозможно заставить людей изучать богословие. Следовательно, разъяснять это будут церковные иерархи. А это означает, что власть путина станет весьма условной: фактически в обществе будет сформирована прослойка, которая будет подчиняться не светской власти, а церковной. Пока Путин водит дружбу с патриархом – нет проблем. А если нет? Есть хорошее выражение: в политике нет постоянных друзей – есть постоянные интересы. И поверь мне: рано или поздно при такой ситуации их интересы перехлестнутся. А, если учесть, что у нас страна многоконфессиональная, то это обязательно произойдет!

То есть мы снова приходим к ситуации гражданского противостояния! Никаких загадок, никакой мистики - простая логика!

А уж что творят депутаты в Госдуме – это вообще цирк! Проблема в том, что у нас же как принято? Путин сказал – депутаты склонились в низком поклоне и срочно этот бред реализуют. Вот они и начали разрабатывать законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.

Вот давай так: попробуй формализовать понятия «кощунство» и «богохульство». Ты можешь дать юридическое определение этим терминам? И я не могу – хотя я юрист! Вот, к примеру, плюнуть на икону в храме – это понятно, это и кощунство, и богохульство. А прослушать рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда» - это что? Я приведу тебе один пример почти тридатилетней давности. Я тогда балдел от певца Демиса Русоса. И была у меня футболка с его изображением – круто! Однажды шел мимо кладбища – и вдруг подбегает ко мне какая-то старушенция, пытается разорвать на мне футболку, кричит что-то… Я еле отбился от нее, убежал. А потом отец мне объяснил, что эта тетка приняла Демиса Руссоса за Иисуса Христа – и ей это показалось жутким богохульством!

Отец тогда ржал до икоты. Правильно: тогда это было смешно. Но с введением подобной нормы закона такие случаи станут массовыми.

Вот тебе другой пример. Ты, конечно, смотрел кинокомедию «Веселые ребята». Вроде бы, ничего страшного, ничего богохульного. Но, если подходить строго канонически, то эпизод, когда там месяц идет и песенку распевает – помнишь, «черная стрелка проходит циферблат, быстро, как белка, колесики спешат» - это оскорбление исламского полумесяца.

При наличии фантазии оскорбление можно найти в чем угодно.

Или давай иначе. Сейчас, к примеру, в прессе много критикуют патриарха. Но ведь его критикуют, не как патриарха, а как гражданина Российской Федерации, который ведет себя неподобающим образом. И в чем тут оскорбление? С моей точки зрения – даже если учесть, что я православный – никакого оскорбления тут нет. Но любой фанатик может запросто усмотреть в этой критике оскорбление его религиозных чувств. Даже то, что ты гражданина России – а ведь патриарх является гражданином РФ, не забывай! – назвал его не «святым патриархом», а просто «Гундяевым» или «Владимиром Гундяевым», тоже может быть воспринято, как оскорбление!

Это путь даже не «в никуда» - это путь к гражданской войне. Или к массовому исходу людей из страны и распаду России.

РПЦ требует ввести уголовное наказание за оскорбление чувств верующих. Комментарий юриста

Лента новостей
Межбанк
USD EUR RUR
Покупка (грн.)
23.35 25.0960 0.3130
Продажа (грн.)
23.40 25.1430 0.3140
Общество и политика
Криминал и безопасность
В мире и обо всем
Интернет, наука, техника
Бизнес и религия
Новости