Несколько дней назад Deutsche Welle опубликовало эксклюзивное интервью спецпредставителя Госдепартамента США по Украине Курта Волкера. В своем интервью спецпредставитель Госдепартамента США высказал несколько ключевых тезисов, которые позволяют с полным основанием говорить о совершенно ином подходе нынешней администрации США к российской агрессии против Украины по сравнению с политикой, проводившейся администрацией Барака Обамы.
Эти тезисы таковы:
— Вся полнота ответственности за сложившуюся ситуацию лежит на России, включая фактический срыв и т.н. «минских соглашений»;
— На Донбассе ЕСТЬ российские войска, и именно Россия контролирует территории, известные как ОРДЛО
— США считают правильным предоставить Украине летальное оборонительное оружие (правда, без ответа на вопрос «когда»)
— Принципиальная разница между Крымом и Донбассом лишь в том, что Россия не только оккупировала Крым, но и аннексировала, а это является еще более грубым нарушением международного права
— Минские соглашения касаются только Донбасса, но не затрагивают Крым, в то время, как необходимо «попытаться добиться прогресса везде»
— Основная цель американской дипломатии – полное восстановление территориальной целостности Украины в границах на 1.01.2014г.
В тексте интервью последнее звучит так: «Я думаю, что это провал международного сообщества в части вторжения России и захвата части украинской территории. Но это еще и провал Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и более широкого международного сообщества в том, что они дали Украине гарантии безопасности и потом не выполнили их. Поэтому здесь важно не сдаваться и попытаться восстановить целостность Украины»
Хочу обратить внимание на фразу «они дали Украине гарантии безопасности и потом не выполнили их». Т.е. впервые за три с половиной года российской агрессии против Украины, высокопоставленный представитель США, который конкретно занимается именно Украиной, не только вспомнил о «Будапештском меморандуме», но и признал факт не выполнения своих обязательств ВСЕМИ странами-гарантами, включая и США. Причем назвав это «провалом международного сообщества».
Во время встречи министров иностранных стран «Большой семерки» в итальянском городе Лукка 11 апреля текущего года, госсекретарь США Рекс Тиллерсон задал риторический вопрос, почему американские налогоплательщики должны заботиться о конфликте в Украине
Судя по выступлению Курта Волкера, ответ найден. И это вовсе не тот обтекаемый ответ «вообщем», который дал министр иностранных дел Франции Жан-Марк Айлор о слабой и разбитой на части Европе, а конкретный и прагматический ответ в стиле администрации Трампа – отказ от ядерного оружия!
Да, именно отказ Украины от ядерного оружия в обмен на гарантии территориальной целостности, зафиксированные в Будапештском меморандуме, и есть основная причина обеспокоенности и Госдепартамента США и американских налогоплательщиков. Грубое и циничное нарушение Россией территориальной целостности Украины и отсутствие адекватной реакции со стороны других стран-гарантов, в первую очередь США, привели к тому, что на сегодня ни одна страна мира, ни под какие гарантии, не согласится отказаться от ядерного оружия! И ситуация, сложившаяся сейчас вокруг Северной Кореи, смеющей угрожать США ядерным ударом, лишнее тому доказательство.
В Вашингтоне прекрасно понимают, что любое, сколь угодно адекватное, правительство Северной Кореи, зубами будет цепляться за ядерное оружие, имея перед глазами пример Украины.
А что уже говорить про Иран и другие страны, либо располагающие ядерным оружием, либо готовые вот-вот им обзавестись? Это и есть «провал международного сообщества», о котором говорит в своем интервью спецпредставитель Госдепартамента США. Вот именно это понимание необходимости срочно исправлять ситуацию, а не некий абстрактный гуманизм или переживания за «слабую и разбитую на части Европу», и определили тот подход к проблеме, который мы начинаем наблюдать последнее время.
Что же это дает для Украины в практическом смысле? Очень много, если не все! Достаточно снова обратиться к уже изрядно призабытому Будапештскому меморандуму, а именно к пункту №6.
Он гласит следующее:
«Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств»
Вот она, новая переговорная площадка, независимая от «Минска» или «нормандского формата», для рассмотрения всего круга вопросов, связанных с восстановлением территориальной целостности Украины в полном объеме, включая, безусловно, и Крым. И здесь, кроме непосредственных участников конфликта и двух других стран-гарантов, США и Великобритании, уже нет ни Германии, ни Франции, ни Евросоюза в целом, для которых, как показали «минско-нормандские» манипуляции, процесс гораздо важнее результата.
И BREXIT нам в помощь!
В своей статье «В плену Минска-2: почему срочно необходим «План-Б» по Донбассу» Игорь Тышкевич, аналитик Украинского Института Будущего, пишет: «В деле возврата территорий и завершения войны не менее важно сделать две вещи.
Первая — сформулировать ответы на вопрос «зачем Украина Европе, США».
Второе и ключевое направление — разработать стратегии по возвращению оккупированных территорий. Именно стратегий, во множественном числе»
Думаю, первый вопрос необходимо разделить на два
Зачем Украина Европе
Зачем Украина США.
Ответ на первый вопрос я пытался дать еще год назад в статье «Украина у европейского подъезда».
Ответ на второй, исходя из выступления г-на Волкера и сопутствующих ему событий, США нашли сами. И именно этот ответ на сегодня наиболее важен для Украины, т.к. именно США, а не Европа, играют ключевую роль на мировой арене. Именно позиция США важна и значима для России, в отличии от рыхлой и, сильно подверженной манипуляционному влиянию, позиции Европы. Именно противодействие политике США, если верить изложенной российскими пропагандистами и лично президентом России в фильме «Путь на родину», версии, и явилось главной причиной начатой в феврале 2014 военной агрессии против Украины.
А вот разработка стратегий по возвращению оккупированных территорий, причем всех оккупированных территорий, а не только Донбасса, становится сверх важной и супер актуальной задачей, как это точно отмечено Юрием Романенко в программном материале «Основание. Наши цели и наши задачи»
В статье «Сценарии развития ситуации по Донбассу в 2017 году» Игорь Тышкевич, анализируя интересы сторон, а именно Украины, России, США и ЕС, отмечает, что только в интересах Украины совместное рассмотрение вопросов Донбасса и Крыма. На сегодня явно складывается ситуация, когда в эту матрицу можно внести правку в разделе «интересы США».
Появление мотивации и, судя по всему, определенный уровень готовности Администрации США подходить к этим вопросам комплексно, дает возможность значительно расширить рамки разработки и анализа стратегий Украины, направленных на достижение победы над агрессором. Конечно, имея целью восстановление полного суверенитета над территорий в границах на 1.01.2014 с полным контролем как собственно границы, так и силовых компонент.
Ну и неожиданные перспективы в этом смысле приобретает один из гипотетических сценариев политического урегулирования на Донбассе, предложенный мною в статье «Возможна ли военная операция «Буря» на Донбассе» , которая вышла в конце сентября прошлого года.
Жизнь не стоит на месте и то, что еще вчера казалось фантастикой, завтра может оказаться реальностью. Правда, как показали события 2014-2015 гг., далеко не всегда, радужной реальностью. И для такого случая также хорошо иметь сценарий, а лучше хотя бы два.
P.S.: Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание, это фактическое признание Куртом Волкером ошибочности действий американского руководства по отношению к российской агрессии против Украины начиная с февраля 2014. Учитывая постоянные нападки со стороны демократов на Президента Трампа за его якобы пророссийскую политику, расследование решений, принимавшихся администрацией Барака Обама в 2014-2015 гг., может оказаться не слабой «ответочкой» республиканцев. Но это уже тема для другой статьи.
P.P.S.: Напоминаем, что мы собираем средства на доклад по сценариям разрешения конфликта на Донбасса. Подробнее о проекте описано в статье Юрия Романенко здесь. Реквизиты.
Підтримати ГО«Український інститут майбутнього»:
Призначення платежу: безповоротна фінансова допомога
Рахунок в Приватбанку
Код ЕДРПОУ-40506138
Р/р 26004053158235
ПАО КБ «Приватбанк» в м. Києві
МФО 321842
не платник ПДВ
Средства можно также отправлять на карточку Института 5169 3305 0924 2936 с пометкой «безповоротна фінансова допомога»