Время, когда здоровье человека, попавшего в критическое состояние, балансирует на грани и смерти, и когда пострадавшему в ДТП или при несчастном случае можно оказать наиболее действенную помощь, исчисляется 5-10 минутами.
Из-за банальных пробок на дорогах Украины до сих пор медицинская помощь прибывает с опозданием, и человек, так и не дождавшись ее, умирает. В то же время у наших европейских соседей, например, в Венгрии, Польше, Австрии, Великобритании подобная проблема решается с помощью врачей на специально оборудованных мотоциклах, которые стали там уже обычным явлением.
Мировой опыт.
В Гонконге, где «Мотоскорая» давно существует, с 1987 года количество мотоциклов скорой медицинской помощи (СМП) увеличилось до 35. В 2011 году в Сербии, Белграде, появились экипажи «Мотоскорых», состоящие из пилота и врача. С 1997 года внедрили службу «Мотоскорой» и в Нидерландах. Она должна была оказывать первую помощь до приезда машины СМП. С 1999 года парамедики на байках в Питтсбурге, США, работают круглый год, за исключением зимнего сезона из-за гололеда на дорогах. С 2000 года пожарный департамент Сан-Паулу, Бразилия, стал использовать медиков на мотобайках для оказания помощи из-за сложности прибытия машин СМП. В Мельбурне, Австралия, за прошлый год врачи на байках съездили на 3000 вызовов, 80% из которых были экстренными.
А что же в Украине?
До этого момента в Украине не было экстренной медицинской помощи на мотоциклах в структуре СМП, которая бы цивилизованно и официально оказывала первую врачебную помощь до приезда кареты «Скорой».
Например, общественная организация «Мотохелп», как гласит главная страница сайта, оказывает помощь двухколесным средствам и их водителям, попавшим в ДТП. То есть байкеры, некоторые с навыками оказания ПМП, помогают таким же байкерам, велосипедистам, скутеристам.
А кто поможет всем остальным?
Ярослав Вус, дипломированный врач, сотрудник «Скорой помощи», 5 лет вынашивал идею создания экстренной помощи на мотоциклах.
Врач, на счету которого более 500 суточных смен, 75 000 вызовов и около 1000 спасенных жизней, прошел стажировку в «Мотоскорой» Венгрии, где получил опыт работы врачей-байкеров.
Со своими коллегами, врачами-волонтерами «Всеукраинского союза парамедиков», он пытается создать пилотный проект «Мотоскорой» в Киеве. По задумке предполагается, что она будет работать в союзе с «Центром экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» столицы.
Как это работает?
По номеру 103 диспетчер принимает вызов и решает, кто выезжает на место: врач на «Мотоскорой» или бригада на карете, ведь многое зависит от тяжести и обстановки в районе происшествия.
Планируется, что «Мотоскорая» будет направляться при всех экстренных вызовах, когда необходимы сердечно-лёгочная реанимация, остановка кровотечения от травм, особенно в случае ДТП, помощь при обструкции дыхательных путей, стенозов у детей.
Естестественно, «Мотоскорую» необходимо внедрить в существующую систему экстренной помощи. Существование «Мотоскорой» планируется, как и в других странах, где подобная экстренная помощь успешно работает, за счет благотворительных взносов. Для людей, на чей вызов приезжает «Мотоскорая» — помощь будет бесплатной.
В Венгрии, например, 1% от подоходного налога плательщика, обязали использовать на социальные нужды. И плательщик сам решает, куда направит 1% своих налогов. Многие делают выбор в пользу «Мотоскорой».
Последний шаг — он трудный самый
У нынешней киевской команды «Мотоскорой» уже есть все необходимое — дефибриллятор, аппарат искусственной вентиляции лёгких, реанимационный набор с кислородным баллоном, шины, набор для остановки кровотечений и другое оборудование общей стоимостью 250 тыс. грн. Эти средства Ярослав Вус и его коллеги собирали самостоятельно.
Для того чтобы приобрести мотоцикл, Вус обратился к стандартной практике социальных проектов — краудфандингу (так сегодня называют новый способ помогать хорошим идеям). В феврале этого года Украинская Биржа Благотворительности, проверив всю документацию, разместила у себя проект «Мотоскорой» для сбора средств на мотоцикл. Сбор финансов был поддержан также эмоциональной рекламной кампанией в Интернете и лидерами мнений в соцсетях.
Кто не рад «Мотоскорой» и почему?
Идея «Мотоскорой» получила огромную поддержку пользователей и вызвала резонанс.
Но, как оказалось, не у всех. Например, в байкерской среде идею «не поняли». Организация «Мотохелп» возмутилась подобной активной позицией и поддержкой социума.
Не имея специального медицинского образования и необходимой квалификации, а значит — возможности оказывать квалифицированную медпомощь, они стали требовать прекращения сбора средств и закрытия проекта. В качестве аргументов называли то отсутствие устава на сайте ВСУ, то свое непонимание того, как «Мотоскорая» впишется в госсистему, то требовали предоставить им все документы.
При этом глава организации «Мотохелп», Дмитрий Буренин, заявил в своих комментариях, что «Мотохелп» не собирается оказывать экстренную медицинскую помощь вместо «Мотоскорой». Ведь волонтеры «Мотохелпа» – обычные байкеры, которые находятся в сообществе ради общения, взаимной поддержки и помощи в дорожных ситуациях двухколесным.
При подобной реакции возникают логичные вопросы: почему «Мотохелп» вместо помощи, добивается того, чтобы проект «Мотоскорая» не состоялся?
Почему в ситуации, когда нужно помогать и поддерживать друг друга, волонтеры «Мотохелпа» делают все, чтобы и Киев, и другие города Украины остались без экстренной медицинской помощи, прибывающей вовремя – в первые 10 минут?
Почему отлично зарекомендовавшая себя в мире инициатива «Мотоскорой», в Украине становится жертвой ура-патриотов, прикрывающихся общественными интересами, а на самом деле руководствующихся личной неприязнью и завистью?
Вполне может статься, что правдивые ответы на поставленные вопросы помогут ускорить воплощение замечательного проекта в жизнь.
Сайт проекта: motoshvydka.com.ua