Украинская общественность так взорвалась в ответ на заявление олигарха Виктора Пинчука, что диву даешься. Народ, Пинчук озвучил тот геополитический компромисс, который сейчас рассматривается между США и Россией. Это не Пинчук говорит, это Кучма информирует вас о готовящейся сделке. Поэтому мы просто увидели зондаж, который показал что все очень плохо в Украине с восприятием действительности.
«Нам надо вести войну так, как мы должны, а не так, как нам бы хотелось»
Лорд Китченер
Дальнейший набор ответов украинской стороны и их последствий вполне очевиден.
Вариант 1. Украина влазит в эти переговоры между Россией и США в сценарии «Миротворец» со своими предложениями, чтобы в случае реализации хоть как-то защитить свои интересы. Вот как будет выглядеть сам сценарий «Миротворец»
На украинском
Какими могут быть эти предложения я описал в своем большом прогнозе «Пределы устойчивости. Мир и Украина в 2017 году. Сценарии».
Если же Украина не входит в эти переговоры, то Киеве просто ждут чуда, что все чудесным образом рассосется само собой, когда Трамп, Меркель и Путин скажут ей что делать и как жить. И с кем.
Далее, если Украина принимает условия плана «Миротворец», тогда у нас наверняка начинается протесты «против зрады» и начинается стрельба. Со всеми вытекающими. Если же не начинаются, то Украина фактически превращается в конфедерацию, как Босния и Герцеговина после Дейтона, которая окажется в орбите России и Европы и будет дальше прозябать в нищете, поскольку не будет способна принимать стратегические решения.
Вариант 2. Если Украина не принимает условия и посылает всех подальше, то она оказывается в ситуации, когда государство-банкрот оказывается без внешней помощи. Никто не даст даже два миллиарда, как в этом году мы получили от МВФ и США, чтобы было закрыть социальные выплаты и затраты на стратегический импорт. В следующем году мы должны выплатить около 4 миллиарда долгов, которые возьмем из запасов НБУ. По факту у нас останется 8 ярдов ЗВР из которых мы реально имеем 2. Вообще, для понимания глубины нашей экономической внимательно прочитать мою недавнюю беседу с ведущим украинским экономистом Олегом Устенко. Там картина маслом ( см. «Олег Устенко: Если развитие Швеции остановится, то Украина может ее догнать через 100 лет»).
Что будет с курсом доллара и экономикой?
Наверняка не очень сладко.
Что это означает?
Это означает конфликт интересов всех со всеми, когда ситуация не удовлетворят олигархов, которых жмет Порошенко, средний класс, который жмут олигархи, бюджетников, которые болтаются на уровне выживания.
Что из этого вытекает?
Что кто-то будет пытаться изменить баланс сил в свою сторону. А русские опять-таки будут помогать явно или неявно.
Почему?
Потому что для того, чтобы реализовать договоренности с Трампом нужно будет изменить конфигурацию власти в Киеве, как это вытекает из схемы «Миротворец». Поэтому всякие Нади Савченки, атаманы и спасители всех мастей при поддержке русских, олигархов и просто авантюристы полезут из всех щелей, чтобы скинуть «злочинну владу». Тем более, что предпосылки для социального взрыва существуют ( см подробнее. статью Радикализм и авторитаризм на подъеме: настроения украинцев в социологии накануне 2017 года)
Поскольку у власти будет не так много ресурсов, то скинуть ее будет достаточно легко. А так как договориться между собой новые «Бульбанюки» и «атаманы Зеленые» не могут, то мы получаем стрельбу и угрозу дезинтеграции Украины.
Русских удовлетворит любой вариант, потому что стрельба будет подтверждать тезис, что Украина несостоявшееся государство и ее нужно отдать под их сферу влияния, чтобы Европа была спокойной. Чем более будет нелегитимной власть в Украине и чем больше хаоса будет, тем выше вероятность сделки Путина с Западом. В ходе стрельбы мы теряем еще людей, территории и ресурсы. Я думаю это практически неизбежно, учитывая что львиная часть элиты и народа не понимает глубины нашего катастрофического положения.
Смешно и грустно читать ура-патриотические заявления об освобождении Донбасса силовым путем, когда за три года мы не построили патронный завод, завод по производству стволов, а наши советские запасы боеприпасов уже порядком исчерпались. Цена вопроса несколько десятков млн. долларов. Если государство не может выделить несколько десятков миллионов на строительство завода по производству боеприпасов, то как оно собирается вести войну в следующие несколько лет? Даже такую ограниченную как на Донбассе? Пули и снаряды будут чудесным образом появляться от распевания «Щедрыков» на площадях Львова и Киева? Для того, чтобы построить такой завод нужно изменить характер отношений между людьми, социальными группами, государством обществом. Потому что строительство такого завода означает формирование приоритетов, антагонистичным относительно приоритетов существующего государства. Это вновь означает конфликт интересов между теми, кто понимает, что без такого завода Украина будет беззубым инвалидом, который клянчит помощь и находится в зависимости от внешних договоренностей и теми, кто этого не понимает и хочет сохранить существующую модель исходя из своих материальных и прочих интересов. То есть любая смена приоритетов, например, в сторону более милитаризованного курса Украины, потребует ответа относительно ресурсов, которые потребуются и организационных изменений, которые усилят устойчивость государства в условиях когда мы практически остались один на один с Россией.
Однако организационно Украина мало сделала, чтобы подготовиться к затяжной войне. 50% населения в мае сказали в соцопросе УИБ, что они вообще не видят каких-либо изменений в образе жизни в сравнении с 2013 годом.
Люди ходят в кафе, работают, отдыхают так, как будто Украина не находится в конфликте с Россией. Представляете в 1944 в СССР все шло бы так, как до войны? Скорее всего, такой СССР потерпел бы поражение в войне.
При этом социология Украинского Института Будущего в конце мая и в конце ноября показывает, что украинцы не готовы к тому, что Крым и Донбасс были возвращены силовым путем.
Например, вот ответы по Крыму. Как видим, украинцы отрицали силовое решение, но при этом не соглашались с каким-либо формами компромисса с Россией. То есть, Крым должен вернуться в Украину сам по себе …. Воевать не хотим, торговаться не хотим, но Крым наш.
А вот ситуация по Донбассу в опросе 21-28 ноября. Как видим силовое решение по Донбассу поддерживает только каждый пятый.
А если бы сегодня проводился референдум по приданию ОРДЛО статуса оккупированных территорий и прекращение обязательств со стороны украинского государства, то 38,3% поддержали такую постановку вопроса. С учетом явки под 70% на таком референдуме сторонники вывода ОРДЛО за пределы Украины в статусе оккупированных территорий получили бы более 50% голосов.
Итак, какой выход?
Ну, самый простой сделать так, чтобы Украину, которая почти ничего не сделала для того, чтобы усилить свою обороноспособность защищал кто-то другой. Кому она нужна исходя из его мотиваций. Вот здесь облом. Нет таких государств.
Все, кто говорят о том, что Украина должна придерживаться курса на НАТО, ЕС в этих условиях просто идиоты, которые не понимают реалий. Нас не могут принять в НАТО, потому что это не нужно ни США при Трампе, ни тем более ЕС, где половина стран готовы снять санкции и примириться с Путиным. Трамп хвалит Путина за то, что он не высылает американских дипломатов. Это не оптический обман, а реалии. Через три недели в США власть получит президент, который не видит в Путине проблему. По крайней мере, на сейчас. Он возможно увидит ее потом, но на сегодняшний момент Трамп видит в Путине партнера, который поможет США решить АМЕРИКАНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Этой вводной не было в 2016 году и она существенно для нас все меняет. Кстати, многие украинцы это понимают, как показал опрос УИБ. Хотя и не так много, как хотелось бы.
Как Украина станет членом НАТО, где решения принимаются консенсусом? Как Украина может стать членом НАТО, если Италия может наложить вето? Или Франция, где президентских выборах победит пророссийски настроенные Фийон или Ли Пен. Или Германия. Или Нидерланды, где никак не могут утвердить ничтожный вопрос по евроассоциации. Даже благополучные Финляндия и Швеция сегодня не могут вступить в НАТО по этим же причина, потому заключают военно-политические союзы с США.
Европейские политики скованы страхом за свое будущее или имеют прямые интересы с русскими, которые щедро финансируют лояльность. ЕС не может утвердить ничтожный режим безвиза с Украиной, потому что даже этот фактор может влиять на шаткий баланс сил в преддверии выборов во Франции и Германии. Европа не хочет нести издержки неорганизованности Украины. При этом Европа наверняка ошибается, если думает, что сможет нивелировать издержки организационного коллапса в Украине.
Реалии заключаются в том, что мы проблема для всех. Причем проблема, которая мешает прийти к заключению сделки, которая позволит стабилизировать позиции макро-игроков. Если мы стабилизируемся за счет внутренних ресурсов, то мы перестаем быть проблемой. Но нет никаких признаков того, что мы идем в подобном направлении. Русские играют именно на этом — на страхе Европы, что Украина станет территорией хаоса в который нужно будет вбрасывать ресурсы, которых у нее нет. А вот русские готовы такие ресурсы вбрасывать исходя из своих стратегических целей. Поэтому наша задача в этой сложнейшей ситуации сохранить субъектность, чтобы окончательные решения за судьбу Украины не ушли в Москву, Вашингтон и Берлин.
Отсюда мы должны цепляться за любое решение, которое снимает с повестки дня фискальный кризис, геополитическое трение и, как следствие, угрозу восстания масс. Ибо совпадение этих трех факторов приводит нас к коллапсу. В принципе, тот вариант, что Пинчук очень невнятно и пунктирно обозначил на страницах WSJ, я описал как один из вероятных еще три недели назад в прогнозе «Пределы устойчивости. Мир и Украина в 2017 году. Сценарии». Там же были описаны и риски такого варианта. Вообще, советую прочитать весь доклад «2017: вызовы и возможности», который был подготовлен Украинским Институтом Будущего.
Я отмечал, что в случае реализации сценария «Миротворец» Украина должна быть готова предложить свой вариант выхода из ситуации, иначе ключевые игроки могут поставить ее перед фактом, как Чехословакию как в 1938 году Это могло бы быть предоставление Украине статуса нейтрального государства с соответствующими гарантиями в форме международного договора со стороны США, Европы и России. Этот договор должен был бы включить следующий пакет:
Снятие Крыма с повестки дня и негласное признание де-факто его российским. Де-юре Крым должен быть за Украиной.
Украина готова вернуть ЛДНР на условиях без Минска-2. Или ОРДЛО возвращаются на общих условиях, или пусть Россия сама их обеспечивает.
Трехсторонний договор Украине с гарантиями безопасности от США, Европы и России. Предоставление нейтрального статуса.
Открытие доступа на рынок России и Европы, после заключения договоренностей
Введение безвизового режима с ЕС
Техническая и финансовая помощь на восстановление пострадавших территорий со стороны Запада
На мой взгляд, в таком формате план урегулирования ситуации на Донбассе для Украины может быть приемлемым. Он дает нам возможность выиграть время и наконец-то начать проводить реформы и модернизацию. При этом мы должны понимать, что единственной гарантией, что мы сохраним свою государственность является сила нашей социальной организации. Только сильная социальная организация дадут нам сильную экономику = сильная армия и флот = гарантии нашего суверенитета. Внешние гарантии будут усиливать наши позиции только в этом случае. Нам нужно 5-10 лет на то, чтобы элементарно перестроить государство и убрать угрозу коллапса, а там как сложиться кривая траектория украинской мечты. Представьте, где были бы Южная Корея или ФРГ, если бы они жили по принципу «ни пяди врагам!». Где был бы Израиль, если бы жил по принципу «Синай -только через наш труп»? Большая политика — это маневр. Будем маневрировать, значить, будем жить.
Кстати, как показал ноябрьский опрос УИБ, варианты сильного нейтралитета вполне приемлемы для многих украинцев. 12% считают, что это лучший выход из сложившейся ситуации. Еще 16,2% считают, что это не лучший выход, но приемлемый пд надежные гарантии Запада. Наконец, еще 24,1% считают, что Украина может согласиться на такой статус, если будет иметь сильную экономику, армию и государство. Подробнее об этих настроения читайте статью Куда уходят евроиллюзии: половина украинцев уже не против нейтрального статуса страны».
Однако, если нам США, Европа и Россия вводят опцию выборов на Донбассе и изменения Конституции, то такой вариант для Украины является неприемлемым. Тогда нам не избежать конфронтации и всех связанных с ней рисков. Из конфронтации Украина выйдет либо сильнее, либо развалится. Но это тоже будет наш выбор. Мы должны понять, что повестка 2017 года — необходимость сделать выбор. Жить дальше ничего предпринимая и постоянно откладывая важные решения Украина уже не сможет. Мы достигли пределов своей устойчивости и кардинальные перемены неизбежны. Все, что плохое может произойти с Украиной в 2017 году и далее, прежде всего, произойдет из-за того, что мы сделаем или не сделаем. Также как и хорошее.
В общем, с Новым годом вас, с новым счастьем. Берегите нервы, не растрачивайте жизненную энергию по пустякам и тщательно взвешивайте, что вам (нам) выгодно, а что нет. Украина проела 25 лет, чтобы прийти к ситуации, когда у нее уже нет права на ошибку.