Сегодня многих интересует вопрос: почему с Томосом все получилось только сейчас? На самом деле здесь ключевую роль сыграли два решения Кремля. Во-первых, начать войну с Украиной, что оттолкнуло от УПЦ МП многих украинских верующих. Во-вторых, бойкотировать Вселенский собор, несмотря на все предварительные договоренности, достигнутые в ходе его подготовки – в том числе о консенсусном предоставлении новых автокефалий. Как информирует replyua.net, об этом в своем блоге пишет украинский журналист Алексей Панич.
Он отмечает, если бы РПЦ приняла участие во Вселенском соборе и эта договоренность была там подтверждена, никакого томоса у нас бы сегодня не было. Однако тут Кремль явно переиграл сам себя. Захотел, в своей гордыне, быть владычицей морскою, а Пушкина не перечитал.
Алексей Панич пишет, первое решение Кремля оттолкнуло от УПЦ МП в том числе и лично Петра Порошенко. Однако он, будучи президентом, решил излечить свою личную духовную проблему радикально: не уходом в «самочинное сборище» УПЦ КП, это каноническая формула для православных церквей, не признанных мировым православием, а созданием условий для выхода УПЦ КП и УАПЦ из состояния «самочинного сборища». И выжал из этой ситуации максимум, с присущими ему напором и энергией.