Все помнят, что самолет Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту, летевшей в Минск на матч с командой "Динамо", разбился под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Из находившихся на борту 45 человек остались в живых только двое: Александр Галимов (впоследствии скончавшийся от полученных ожогов) и бортинженер Александр Сизов. Таким образом, Сизов оказался единственным выжившим.
Эта катастрофа до сих пор не дает покоя ни общественности, ни специалистам. Самая загадочная и таинственная деталь – странный тормозной путь от шасси самолета, продолжавшийся после взлетной полосы. Единственное разумное объяснение этого факта – то, что самолету помешал взлететь один из пилотов, который держал ногу на педали тормоза во время разгона самолета. Зачем он это делал, почему – другой вопрос. Но доказать эту гипотезу или опровергнуть ее можно лишь экспериментальным путем. И вот решено провести натурный эксперимент: воспроизвести действия экипажа. Это крайне опасно даже для бывалых летчиков-испытателей.
К этому смертельно опасному эксперименту сотрудники Летно-испытательного института им. Громова готовились всю прошедшую неделю. Для этого эксперимента был зарезервирован Як-42Д и подготовлена взлетно-посадочная полоса в подмосковном Жуковском. Для полного соответствия на пассажирских сиденьях были размещены мешки с песком, которые имитировали груз и пассажиров.
Естественно, управлять самолетом было поручено двум опытнейшим летчикам-испытателям.
На первом этапе эксперимента летчики просто подняли самолет в небо, но без воздействия тормозящей силы. Это было единственное отличие от действий экипажа погибшего лайнера: все остальные действия погибшего экипажа были полностью скопированы.
Первый этап эксперимента закончился удачно и был повторен несколько раз. Таким образом стало очевидно: самолет упал из-за некой дополнительной силы.
Теперь же испытатели собираются приступить ко второму – самому опасному! – этапу эксперимента. Следует отметить, что никто в мире подобных экспериментов еще не производил никогда: разгонять самолет «на тормозах». Действия экипажа будут следующие: один из летчиков-испытателей будет увеличивать режим работы двигателей, разгоняя таким образом самолет на полосе и одновременно будет поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх нос лайнера. В то же самое время второй испытатель будет сдерживать разгон самолета с помощью педали тормоза, вынуждая его таким образом «клевать носом вниз».
Вся сложность и опасность данной задачи состоит в том, что оба летчика должны определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение с точностью до долей секунды. Если они станут тормозить до момента отрыва передней стойки шасси от полосы, то эксперимента, по сути дела, просто не получится. Но, с другой стороны, если летчики затормозят слишком поздно, то есть когда машина уже окажется в воздухе, то получится еще хуже: в этом случае летчиков постигнет судьба погибшего самолета, ибо он разобьется точно так же.
Если эксперимент подтвердит, что причиной катастрофы стало именно торможение, то виновниками аварии будут признаны погибшие пилоты.