Сколько законов физики нужно нарушить, чтобы добраться самолётом из Лондона в Новую Зеландию менее чем за полчаса? Стали известны детали о концепте ультраскоростного авиалайнера.
В географии антиподом любого объекта считается диаметрально противоположная ему точка на другой стороне планеты. При этом объект и антипод можно соединить прямой линией, проходящей через центр Земли. Проще говоря, антипод находится от объекта максимально далеко.
Для Великобритании антиподами считаются Австралия или Новая Зеландия, так как изнурительные авиаперелёты в этом направлении – самые долгие. Путешествие на самолёте из Лондона в крупнейший новозеландский город Окленд займет 24 часа, при этом потребуется одна остановка в пути.
А теперь представьте, что существует авиалайнер, который домчит пассажиров в Новую Зеландию чуть менее чем за полчаса. Такой самолёт произведет революцию в авиаперевозках, однако нужно ли нарушать законы физики или, в крайнем случае, аэродинамики, чтобы достичь столь поразительных результатов?
Подпись к изображению: Бомбардье говорит, что концепт вдохновит других инженеров
Один изобретатель считает, что для сверхбыстрых полётов ни к чему нарушать законы. Свой концепт ультразвукового самолёта он назвал Antipode.
«Мне кажется, что идея перелёта из Нью-Йорка в Лондон, положим, за 20 минут действительно заинтересует людей», — говорит канадский инженер Чарльз Бомбардье, рассказывая о реакции общественности на созданный им концепт.
«Транспортная система, с помощью которой можно перенестись с одного края Земли в другой, будет актуальна всегда, она понравится людям».
Бомбардье известен благодаря своим большим задумкам и амбициозным проектам. Согласно информации на его сайте, Antipode станет ультразвуковым самолётом бизнес-класса, развивающим скорость в 25 600 км/ч, или 24 Ма. Для сравнения, знаменитый Concorde развивал чуть больше 2 Ма, или 2 560 км/ч. Судя по всему, Antipode сможет вылетать из обычных аэродромов, используя ракетные ускорители. С их помощью самолёт поднимется на высоту 12 км и наберет скорость в 5 Ма. Ускорители отделятся, и в игру вступит воздушно-реактивный двигатель, разгоняя лайнер до 24 Ма.
«Для начала самолёту нужно достичь 5 Ма, ведь по моим расчетам на этой скорости реактивный двигатель способен работать на полную. Ракетные ускорители появились именно поэтому», — рассказывает Бомбардье.
Выполнив свою миссию, ракетные ускорители возвратятся на аэродром, чтобы быть использованными вновь – похожую технологию задействует Илон Маск в проекте SpaceX. Недавно она была продемонстрирована во время космических запусков.
На столь высоких скоростях воздушное судно скорее похоже на проносящийся с шумом призрак, чем на обыкновенный самолет, и это подчеркивают особенности разработки, а именно – форма крыльев. С их помощью аппарат способен взлетать и садиться на стандартной полосе длиной 1,8 км. Тем не менее, если самолет будет вынужден зайти на второй круг для посадки, ему понадобится запасной комплект ракетных ускорителей, чтобы набрать нужную скорость (Бомбардье использует решение, похожее на разработку COR Aerospace). Ускорители обладают и другой функцией: направив их в противоположную сторону, можно замедлить движение авиалайнера.
Самолёт разработки Бомбардье в десять раз быстрее Concorde, и его следует воспринимать скептически, однако инженер отмечает, что создал лишь концепт. Канадец называет бурное обсуждение и интерес к технологии главной целью проекта. И все же Бомбардье нашел решение для нескольких возможных проблем.
Ранее Бомбардье работал над концептом Skreemr, этот самолёт должен был достичь скорости в 10 Ма. Аппарат столкнулся с проблемами, которые были у Concorde: громкий сверхзвуковой хлопок, слышимый на земле, и высокое тепловыделение из-за соприкосновения носовой части самолёта и его крыльев с воздухом на больших скоростях. Однако после публикации проекта и его бурного обсуждения (чего и добивался Бомбардье) с канадским инженером связался специалист из Wyle Джозеф Хазелтайн. Организация Wyle широко сотрудничает с Nasa и министерством обороны США.
Представители Wyle предложили задействовать новую технологию под названием Long Penetration Mode (LPM).
Встречный поток воздуха проходит через воздухозаборник в носовой части самолета, что создает обратный поток. В теории этот аэродинамический эффект уменьшит сверхзвуковой хлопок и охладит поверхность крыльев и носовой части, видоизменяя встречный поток воздуха. Испытания в аэродинамической трубе уже доказали, что технология работает.
И всё же, новые разработки лишь немного приближают проект самолёта к стадии реализации, ведь до масштабного использования и производства воздушно-реактивных двигателей ждать ещё долго. К тому же, мгновенное ускорение со стопроцентной вероятностью будет ощущаться на борту, но не все пассажиры готовы испытать это на себе.
Бомбардье отмечает, что «в конце концов, воплощение проекта в жизнь – не главное, важна сама идея».
Подпись к изображению: Ракетные ускорители разгоняют лайнер до скорости в 5 Ма, а затем подключается воздушно-реактивный двигатель
Как бы то ни было, концепт лишь подтверждает убеждение Бомбардье в том, что продвижение идей способствует сотрудничеству.
«Мне хотелось найти спонсоров для дальнейших разработок, поэтому я и занимался продвижением проекта», — говорит Бомбардье. «Понятно, что в результате вряд ли получится полноценное воздушное судно, и всё же концепт позволит изобрести новые технологии и опробовать новые методы. Если все удастся, то я буду счастлив, что принёс пользу обществу».
Источник: Gearmix