Сегодня в 12:00 на сайте «Новой газеты» начинается второй тур голосования в сетевой парламент первого созыва. Несмотря на новизну и необычность этой идеи, в Рунете сейчас идут активные обсуждения.
По поводу значимости и нужности этой инициативы, мнения разделились. Поскольку я тоже отношу себя к так называемому «сетевому плебсу», то позволю себе высказать свое мнение.
Главный аргумент противников этой идеи – нелигитимность этого сетевого парламента. Ну, ладно, собралась группа людей – и дальше что? Посидели, поговорили, поспорили – и никакого результата. Таким образом, кроме громкого названия, за этой инициативой ничего не стоит. Мол, выпустили пар – и все.
Не согласен. Парламент суть одна из ветвей власти, относящаяся к законодательной власти. И выражает эта власть волю народа. При этом в подлинно демократическом обществе одним из основных признаков является открытость работы парламента. В этом плане сетевая демократия как нельзя лучше реализует этот принцип.
Кроме того, прошедшие выборы в местные законодательные собрания как нельзя лучше показали, что именно «классические методы» выборов дают самый широкий простор для манипулирования общественным мнением и позволяют фальсифицировать результаты выборов. В Сети же такое попросту невозможно – кроме грубых методов атак спам-ботов.
Но даже не это главное. Да, согласен, что пока сетевой парламент есть игра. Но именно пока. Да, на данном этапе целью сетевого парламента является выработка наиболее значимых инициатив и представление их в качестве рекомендаций парламенту реальному. Но вся прелесть данной идеи заключается в том, что сетевой парламент не отрывается от своего электората, постоянно держит «руку на пульсе», осуществляет связь с народом.
Теперь посмотрим, как работает нынешняя Государственная Дума. Перед выборами кандидат обещает с три короба, сует избирателям мелкие подачки, но после того, как вожделенное депутатское кресло оказывается у него в… (чуть не сказал в руках… ну вы поняли, под каким местом) – все обещания забываются и депутат начинает лоббировать интересы не народа, а тех кругов, которые финансировали его избирательную компанию. Не забывая при этом о себе любимом, разумеется.
Такое положение дел вполне устраивало общество еще сто лет назад, могло устроить даже 20 лет назад. Но теперь, в эпоху развития социальных коммуникаций это положение дел общество уже не устраивает.
Вот почему идея сетевого парламента является, по сути, зарождением новой ветви власти. И момент, когда эта ветка власти станет легитимной, уже недалек.