В России живут весьма изобретательные и находчивые люди. К таким выводам приходишь, читая новостные ленты. Новые лимиты страховых выплат по «автогражданке» начали действовать с 1 апреля этого года, а новая цена ОСАГО появилась лишь 12 апреля. В этот промежуток (11 дней) спрос на полисы обязательного автострахования вырос, по данным страховщиков, в два с половиной раза. Автолюбители в целях экономии скупали полисы впрок. Такое, пожалуй, может происходить только в России. А ещё говорят, что плохо живём. Раньше запасались солью и спичками...
Действительно, лимиты выплат «автогражданки» увеличились 1 апреля 2015 года до 900 тысяч рублей. Новая цена ОСАГО не успела за повышением. Лишь 12 числа цена поднялась на 60%. Однако до коррекции тарифа люди активно скупали полисы по старым тарифам, но с уже новыми лимитами выплат. Такая возможность скрыта в действующем законе «Об ОСАГО»: полис можно приобрести за два месяца до конца действия текущего договора обязательного автострахования. Данной лазейкой многие наши автовладельцы и воспользовались.
В России зарегистрировано почти 42 миллиона автомобилей. С 1 по 12 апреля было куплено в два с половиной раза больше полисов ОСАГО, чем обычно. То есть, месячная норма (1/12 годовой) или примерно 3,5 миллиона полисов. Если учесть, что среднее повышение цены на обязательную автостраховку составило с 12 апреля порядка двух-трех тысяч рублей, то россиянам, купившим страховку чуть раньше, удалось сэкономить, по разным оценкам, от 3,8 до 5,6 миллиарда рублей. А ещё говорят, что в России низкий уровень финансовой грамотности…
Однако и страховщики не лыком шиты. Уже набившее оскомину словосочетание «навязывание страховых услуг» не покидает новостные заголовки. Даже зампред ЦБ Виктор Чистюхин признал, что проблему «пока удаётся решить с трудом». Так как в настоящий момент трудно доказать разницу между навязыванием услуги и кросс-продажей, ведь страховщики действуют осторожно. Страхование жизни, от несчастного случая, максимум – недорогое ДАГО. Никто не навязывает полисы каско на А4 или другие дорогие авто, которые стоят в десятки раз дороже «автогражданки». Поэтому и большинство пострадавших предпочитают не обращаться с жалобами и не тратить время на возвращение одной-двух тысяч рублей.
По различным оценкам, объём «рынка» навязанных страховщиками услуг достиг в I квартале текущего года нескольких миллиардов рублей. Бороться с такими нарушениями предлагают с помощью введения так называемого «периода охлаждения». Страхователям дадут право в течение 14 дней отказаться от любого страхового договора. В этом случае страховщики будут обязаны вернуть 100% уплаченной клиентом суммы.
Пока же счёт между страховщиками и страхователями 1:1. Количество аварий не снижается, уровень убыточности моторных видов страхования растёт. В ответ растут и цены на ОСАГО и каско. Для А4 в Москве, например, стоимость «доброволки» вплотную приблизилась к 100 тысячам рублей, «автогражданки» – к 10 тысячам. Страховщики навязывают услуги. Страхователи находят лазейки для экономии и уже «дошли» до Путина, прося финансовой поддержки, понимания и защиты. Страховщики же напоминают, что автомобиль – это не средство первой необходимости. Субсидировать ОСАГО или регулировать цены на него не нужно.