Основные аспекты и проблемные места закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях»

12.03.2015 15:27 17

Комментируя проект закона «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и иных нарушения законодательства», сопредседатель ОО «Деловая Россия» Назаров Андрей Геннадьевич высказался о рисках и проблемных аспектах внедрения закона. Так, по его мнению, для многих организаций возможны побочные результаты в виде проверок по ложным обвинениям, необоснованная клевета и эскалация напряжения в коллективе. Иначе говоря, инструментарий закона может быть использован авантюрно — там, где существует малейшее подозрение в коррупции. Кроме того, нельзя исключать лжесвидетельство и сведение счетов посредством таких обвинений.

Члены объединения «Деловая России» и лично Назаров Андрей Геннадьевич указывают на необходимость дополнительной защиты участников рынка от необоснованных обвинений и клеветы. Так, по мнению экспертов, было бы целесообразно проверять каждый факт обвинения до назначения проверки (на уровне прокуратуры). Считается, что это помогло бы снизить давление на бизнес без снижения качества борьбы с коррупцией.

Законопроект, о котором идет речь, разрабатывается Минтруда РФ совместно с Генеральной прокуратурой, Минюстом и Институтом законодательства. Этот нормативно-правовой акт — часть программы противодействия коррупции, реализуемой Правительством России в рамках плана на 2014-2015 годы.

Основное нововведение, вносимое данным законом, заключается в вознаграждении чиновников и сотрудников государственных корпораций, которые узнали о готовящихся коррупционных действиях и передали эти сведения для дальнейшего расследования. В случае, если факт будет подтвержден, должностное лицо, сообщившее о нарушениях, может получить бонус размером до 3 млн. рублей — от 5 до 15% суммы потенциального ущерба. Более точный расчет вознаграждения в каждом случае будет проводить суд, рассматривающий дело о коррупции, или счетная палата.

Закон также предусматривает меры, направленные на предупреждение клеветы в СМИ. Предполагается, что должностные лица будут вправе передавать прессе сведения о коррупционных действиях только в том случае, если это будет происходит в рамках расследования или проверки. Основная цель данных ограничений — предупредить обвинения в коррупции, не имеющие под собой реальных оснований.

На сегодняшний день в законопроекте не оговорено наказание должностных лиц за нарушение порядка взаимодействия со СМИ. Предполагается, что такие санкции будут установлены на ведомственном уровне, а также сформулированы в подзаконных документах. Вероятно, речь пойдет о дисциплинарной ответственности в пределах организации вплоть до увольнения сотрудника.

Большое внимание в законопроекте уделено и защите сотрудников, которые попадают под его действие. Должностным лицам, сообщившим о фактах коррупции, гарантирована юридическая поддержка и защита, аналогичная той, что применяется в отношении свидетелей преступлений и их жертв. Отдельно рассматривается возможность преследования. Так, сотрудника, ставшего объектом защиты, будет невозможно уволить, перевести на другую позицию или обвинить в дисциплинарных правонарушениях без одобрения специальной комиссии. Работа этой комиссии направлена на соблюдение установленных служебных требований и урегулирование потенциальных конфликтов интересов.

Важно отметить, что введение в действие нового закона не изменит существующие обязательства должных лиц по противодействию коррупции. Как и прежде, сотрудники госкорпораций и чиновники обязаны сообщать об имевших место фактах нарушений и готовящихся схемах коррупционных действий. Укрытие таких сведений карается как в рамках дисциплинарного кодекса, так и в порядке уголовного преследования. Сокрытие фактов коррупций прямо попадает под действие ст.316 УК РФ «Укрывательство преступлений», предполагающей условный или реальный срок ограничения свободы.

Другое дело, что в соответствии с готовящимся законопроектом сотрудники, получившие доступ к информации о коррупционных действиях, получат дополнительный материальный стимул. Предполагается, что это будет способствовать снижению коррупции в государственных службах и госкорпорациях.

Использование подобных инструментов — не новость в мировой практике. В США бонус для лиц, содействующих раскрытию коррупционных преступлений, составляет 10%. Подобные механизмы предусмотрены в законодательстве многих других стран, имеющих успешный опыт борьбы со служебными злоупотреблениями.

Оценивая законопроект в целом положительно, Назаров Андрей Геннадьевич в лице «Деловой России» указывает на необходимость доработки нормативно-правового акта по ряду направлений. В их числе — необоснованная клевета, приводящая к проверкам организаций, риск появления лжесвидетелей и некоторые другие опасности, связанные с внедрением закона. В этом контексте стоит отметить, что ложные обвинения как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы и сведения личных счетов применялись и раньше. Но теперь масштабы явления могут увеличиться, так как наличие вознаграждение провоцируют эти процессы.

Назаров Андрей Геннадьевич, как и представители бизнеса, надеется, что урегулирование вышеперечисленных недостатков найдет отражение в той версии закона, которая в конечном итоге вступит в силу.

источник

Лента новостей
Межбанк
USD EUR RUR
Покупка (грн.)
23.35 25.0960 0.3130
Продажа (грн.)
23.40 25.1430 0.3140
Общество и политика
Криминал и безопасность
В мире и обо всем
Интернет, наука, техника
Бизнес и религия
Новости