Проблема финансирования независимого телеканала «Политвестник» всплывает с завидной регулярностью. И каждый раз это порождает вначале вал взаимных упреков, после чего Саша Сотник устраивает очередной «френдоцид».
Но проблема кроется не в Политвестнике – тут все глубже. На мой взгляд, проблема, с одной стороны, в непонимании обществом ситуации, а, с другой стороны, в ошибочной постановке вопроса самими политвестниками.
Начнем с общества.
Когда я читаю упреки в адрес Политвестника, что, мол, им перечисляется, якобы, «много денег», мне лично смешно и непонятно. Но наибольшее неприятие лично у меня вызывает то, что каждый раз Сотник и Мелехин ставятся в унизительное и идиотское положение, потому что оправдываются и объясняют по сотому разу – как и на что они тратят деньги!
С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы имелся независимый телеканал, который будет честно и непредвзято освещать события, ибо путинский зомбоящик ничего, кроме рвотного рефлекса, не вызывает. Но сограждане, поймите, что телевидение – это такой же бизнес! И тележурналисту надо и спать, и кушать, и – пардон! – мыться! И на все это требуются деньги.
С другой стороны, почему бы талантливым журналистам и операторам не поужинать, скажем, в «Арагви» под шашлычок, грибочки и маринованные огурчики? Это что – преступление? Так почему вдруг, откуда, черт побери, берутся такие, мягко говоря, странные упреки в адрес «Политвестника»?!
Кстати, наибольший смех порождает ситуация, при которой упреки вызваны тем, что Сотник с Мелехиным «не так» (или «не в той тональности») осветили ту или иную проблему! Это уже вообще за гранью здравого смысла! Следует понимать, что никакой телеканал и не обязан никого ни в чем убеждать: журналисты обязаны лишь непредвзято освещать проблему – а дальше, пардон, мое дело, как я пойму ситуацию и какие выводы из нее сделаю! Цель зрителя – узнать правду, цель журналиста – донести правду.
А выводы – исключительно прерогатива зрителя!
Я вспоминаю поучительный случай, который произошел в июле 1980 года.
Мы тогда с друзьями поехали на один из волжских островов. Жили в палатке. Как вы помните, в те годы СССР ввел войска в Афганистан и спецслужбы глушили «варяжьи голоса» явно не по-детски! Но именно на островах Волги иногда находились места, где глушилки не работали.
И вот, взяв мою «Ригу-103» (кто помнит – оцените мою тогдашнюю крутизну!) мы стали слушать:
Радиостанция «Маяк»: «В результате успешной операции доблестные советские войска разгромили банду подлых душманов в районе Кандагара (бла-бла-бла)…»
«Немецкая волна»: «Героические афганские партизаны нанесли урон русским агрессорам (бла-бла-бла)…»
ВВС: «Вчера произошел бой в районе Кандагара между афганскими моджахедами и советскими войсками. Потери следующие (бла-бла-бла)…»
Как говорится, почувствуйте разницу. Именно ВВС преподало нам тогда урок – что такое подлинная журналистская этика!
Так что, сограждане, завязывали бы вы с подобными упреками в адрес Сотника и Мелехина – явно они не к месту!
Но, защищая «Политвестник», не могу не бросить упрек и в их адрес!
На мой взгляд, установка на так называемое «гражданское финансирование» (то есть, на сбор пожертвований исключительно от зрителей-россиян) принципиально ошибочна. Потому что, повторю еще раз: телевидение – это обычный бизнес, в котором присутствует и организационная структура, и расчетно кассовое обслуживание в банках, и структура доходов и расходов, и все сопутствующие аксессуары!
Не пройдет эта идея «гражданского финансирования». А вот идея бизнеса – это прокатит! Так почему бы и не относиться к этому, как к бизнесу?
Пока Политвестник будет существовать только (!) за счет добровольных пожертвований, эти неприятные вопросы будут постоянно выскакивать, как черт из табакерки! Телевидение живет за счет рекламы – и сломать эту схему просто невозможно! А уж то платит за эту рекламу – россияне, папуасы или марсиане? – без разницы!
Но, в любом случае, мы все нуждаемся в независимом телеканале! И в «Политвестнике» - в первую очередь!