Тут днями глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на радиостанции «Финам FM» заметил, что в факте дорогих подарков церковным иерархам нет ничего плохого (цитирую):
«Нет ничего плохого в том, что патриарху, епископам, священникам дарят те или иные предметы быта. И даже если это дорогие предметы быта, то я в этом совершенно ничего плохого не вижу».
Понятное дело, это выступление было связано со скандалом вокруг патриаршего «Брегета»! Но в данном случае я с Всеволодом Анатольевичем полностью согласен: ничего плохого в подарках нет! Но… лукавит отец Всеволод, ох, лукавит…
Полностью соглашусь с Чаплиным: во все времена и в России, и в других странах мира люди несли в храмы самое дорогое. Возражать против этого – выставлять себя полным невеждой!
Но! Для чего несли, отец Всеволод, а?
Дарители несли в храмы драгоценные дары для украшения алтарей, иконостасов, самих храмов. Но не для мирских забав! Это во-первых.
А, во-вторых, кому несли, отец Всеволод? Давайте вспомним историю – и не только православия. Разве несли монахам? Разве драгоценные предметы носили монахи? И разве церковные иерархи носили предметы «не по церковному уставу»?
Позволю себе напомнить, что в 1969 году Владимир Михайлович Гундяев дал обет монашества – и нестяжательства. Разве приличествует монаху – а тем более ставшем высшим церковным иерархом! – нарушать взятые обеты? По-моему, это нехорошо… И неправильно!
Разумеется, получить в подарок дорогие часы – это вполне законно! И никто тут не в претензии. Но речь идет о другом понятии: а нравственно ли это? Полагаю, что… как бы это помягче выразиться… такой поступок не совсем укладывается в рамки нравственности.
Вот я приведу Вам один простой (и реальный) пример. Есть в Москве хирург Тигран Альбертович Алексанян. Занимается пластической хирургией, ринопластика моделирование и тому подобное. И вот однажды я увидел у него на руке дорогие часы – подарок друзей ко дню рожденья.
И что тут плохого? Абсолютно ничего! Но вот давайте по совести: разве Тигран Алексанян давал какие-то обеты пред Богом? Никаких! А поэтому он носит эти часы – и никто не в претензии.
Всеволод Анатольевич, поймите простую вещь. Чем больше церковные иерархи будут пережевывать эту некрасивую тему, тем хуже сделают не только себе, но и всей Русской Православной Церкви.
Перестаньте, наконец! Либо признайте, что патриарх был неправ, либо, по крайней мере, прекратите, извините за выражение, мусолить одно и то же, выставляя самих себя в неприглядном свете.