Уважаемый господин Чаплин!
Всеволод Анатольевич!
Заранее прошу меня простить за, возможно, неподобающее обращение к Вам, как к лицу духовному, но я обычный мирянин, простой человек и не знаю, как следует обращаться к лицу, носящему Ваш сан. Ваше святейшество? Святой Отец? Отче? Владыко? Ради Бога, извините, но на самом деле не знаю. А потому буду обращаться к Вам, как обращается обычный гражданин к другому незнакомому гражданину: по имени-отчеству.
Обратиться к Вам, Всеволод Анатольевич, с открытым письмом меня побудило Ваше выступление в программе «Неделя с Марианной Максимовской», показанное 17 марта 2012 года по телеканалу РЕН ТВ. Во избежание недоразумений – вот ролик:
Напомню: речь шла о поступке девушек из панк-группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич, Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой. Скажу честно: как обычному человеку, их поступок лично мне не понравился и я его осуждаю. Но когда я слушал Ваше выступление, анализировал то, что вы излагаете и к чему призываете, то, честно говоря, не верил своим ушам.
Вот отрывок из интервью:
Чаплин: А теперь о том, как должны себя вести верующие люди. Вся православная традиция говорит о том, что когда посягают на твоих ближних, на твою Родину, на твой народ, на твои святыни, ты должен защищать их от любой агрессии всеми способами, какие у тебя есть. Вспомним, как в древние века церковь призывала к оружию, к тому, чтобы изгнать интервентов из Кремля, к тому, чтобы встать на защиту Родины в 45-м году, и защита святынь не менее важна, чем защита Родины.
Максимовская: Вы говорите об интервентах, но люди, которые пришли к зданию суда, они не интервенты, они выражали свою гражданскую позицию, стояли с плакатами.
Чаплин: Я надеюсь везде, где будут появляться защитники этих кощунниц, буду появляться и православные христиане, которые будут с этими защитниками и защитницами спорить. Конечно, это нужно делать мирно, если только на тебя не посягают, если не распускает руки другая сторона.
Максимовская: Этот человек, который ударил девушку по лицу кулаком, написал о том, что огромное количество людей пишет ему в ответ: «Возьми нас в следующий раз с собой, вот мы им уже покажем!» Вы считаете, такие призывы допустимы?
Чаплин: Те, кто пришёл в храм Христа Спасителя, хуже, однозначно хуже. Виноват тот, кто все это начал. В ответ на это кощунство и в ответ на попытки его оправдать государство должно применить силу. Если оно не применяет силу, тогда должен силу применить народ.
Всеволод Анатольевич, и это говорите Вы, лицо духовное? Подчеркиваю еще раз: я не знаю, какие конкретно каноны православной церкви нарушили эти несчастные заблудшие девочки! Но мне даже неловко напоминать Вам строки из Евангелия от Матфея:
« А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея, Глава 5, 39).
А также позволю себе дерзость напомнить Вам толкование этой строчки блаженным Феофилактом архиепископом Болгарским:
«разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом со своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».
Но ведь такими призывами, такими заявлениями Вы, по сути, призываете общество к гражданской войне! При этом Вы не только оправдаете избиение мирных граждан, но открыто (!!!) призываете к вооруженному насилию!
Всеволод Анатольевич, а не кажется ли Вам, что это есть средневековое мракобесие? То есть, теперь, если ваши слова услышит любой фанатик и воспримет их в качестве руководства к прямому действию, то выходит, что Вы, по сути, благословили разбой во имя православных святынь?
Я даже не веду речь о мелких неточностях в Вашем выступлении: к изгнанию интервентов из Кремля призвали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, а к защите Родины в годы Великой Отечественной войны призвал Сталин. Да шут с ними, с неточностями! И дело даже не в том, что ваши слова попадают под действие статьи 282 УК РФ и могут быть квалифицированы, как экстремизм. Речь о другом.
Вам не кажется, что в поступке этих девочек есть и прямая Ваша вина? Что Вы – духовный пастырь! – сделали для того, чтобы донести глубинную суть православной веры, смирения, всепрощения до душ этих девочек? Оправдывая то, что тех женщин, кто выходит на мирные пикеты в защиту этих девочек, бьют в лицо здоровые парни – это так Вы преподносите слова Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, Глава 5, 44)? Это таким образом Вы призываете к гражданскому миру?
С другой стороны, Вы открыто призываете государство применить силу. Вот прямо взять подстолье чугун - и с этим самым чугуном идти и громить, да? Разумеется, я утрирую, но смысл именно такой... Допустим, с точки зрения церкви следует взять в руки чугунную дрыну и идти громить (подчеркиваю: допустим - лично я этого не утверждаю). Но ведь, насколько мне известно, в России церковь отделена от государства. В таком случае, позволю себе задать вам вытекающий из этого факта вопрос: применить силу – а против чего? Что эти девочки нарушили с точки зрения законов светского государства?
Давайте не будем спешить и спокойно во всем разберемся.
Екатерину Самуцевич, Марию Алехину и Надежду Толоконникову обвинили в хулиганстве и им предъявлено обвинение по статье 213 УК РФ. Всеволод Анатольевич, давайте посмотрим – как закон определяет: что такое хулиганство:
«Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы» (ст. 213 УК РФ)
У девушек было в руках оружие или предметы, которые могли быть использованы в качестве оружия? Не было. Следовательно, пункт А отпадает сразу. Девушки к кому-то возбуждали ненависть? Нет: они просили Богородицу избавить от Путина. И что с того? Они что – выражали презрение к религии вообще и христианству в частности? Нет.
Я задаю вопрос: при чем тут хулиганство?
Еще раз подчеркиваю: если эти девушки нарушили церковные каноны – почему бы Вам, как лицу духовному, не наложить на них, скажем, ептимью, отлучить от церкви, наконец? Но при чем тут государство и его репрессивный аппарат? Всеволод Анатольевич, Вам не кажется, что тут идет подмена понятий и смешение несовместимых вещей?
С другой стороны – вспомните Библию: «кто без греха – кинь в нее камень». Эти девочки, конечно, не безгрешны, и я не безгрешен… А Вы – безгрешны, Всеволод Анатольевич? Как же Вы можете призывать народ к насилию?
Всеволод Анатольевич, убежден: и Вы, и я – мы оба хотим в России гражданского мира и благоденствия наших сограждан. Но, на мой взгляд, простив этих девушек, молитва за их души возымели бы во сто крат больший эффект, нежели оправдание погромов и призывы к насилию. Насилие порождает ответное насилие. Зло порождает только зло. И это вы знаете не хуже меня.
Давайте, Всеволод Анатольевич, не будем толкать общество в бездну гражданской войны. Покажите пример христианского смирения и всепрощения.
С уважением
Юрий Гиммельфарб, блоггер