В этот день 1618 года, 401 год назад, казацкое войско под предводительством гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного захватило Москву. Это событие является одним из самых загадочных в украинской истории. Поскольку, по разным источникам, Сагайдачный вскоре после того, как его казаки прорвались в город, неожиданно приказал прекратить штурм и отвел свои войска от Москвы. Как передает replyua.net, об этом в своем блоге пишет историк Лидия Гайдар.
Она уточняет, особенно непонятно этот поступок гетмана выглядит на фоне рейда двадцатитысячного казацкого войска под его управлением, который был начат в июне 1618 года. За это время запорожцы взяли на саблю хорошо укрепленные московские города и городки Ливны, Елец, Ярослав, Данков, Лебедянь, Скопин, Шацк, Касимов, Михайлов, Романов, Ряжск, Песочню, Сапожок. К тому же, в тех населенных пунктах, где гарнизоны оказали активное сопротивление казакам, последние вырезали все население – в том числе женщин и детей. Более того – сам Конашевич-Сагайдачный был очень решительно настроен на захват Москвы, подтверждением чего является его письмо королевичу Владиславу, которое было отправлено после 24 сентября 1618 – за неделю до штурма города. Однако большинство украинских историков сходятся во мнении, что гетман, как мудрый политик и дипломат, предпочитал лучше иметь двух ослабленных врагов, чем одного сильного. А в той ситуации, захватив Москву, он бы дал возможность Польши присоединить очень слабое тогда Московское царство к своей империи.
Историк пишет, что касается поздней московской легенды о том, что Сагайдачный, войдя в Москву, услышал колокола православных церквей, которые звонили к обедне, расчувствовался, раскаялся в своем нападении на единоверцев и приказал отступление, - это только благостная сказочка для русских и украинцев. В то время в Московском царстве все православные выходцы из «Литовской Руси» подлежали перекрещиванию. Потому что в Украине до XIX века младенцев крестили «обливанием» святой водой, в то время как в Залесье – исключительно «окунаниями» в святую воду с головой. Так что в Московском царстве начала-середины XVII века тех, кого обливали во время крещения, не считали полноценными православными. Петр Конашевич-Сагайдачный, как и все казаки, не знать об этом не мог. Читайте также – Зеленский искренне верит, что Порошенко зарабатывал на войне.