В кругу профессионалов блокады и прочие протестные акции, оцениваются по трем критериям: актуальность, пассионарность и адекватность. Проанализируем последние события в Украине сквозь призму этих критериев.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Речь о том, насколько соответствуют повестке дня поднимаемые акцией вопросы, насколько они затрагивают общество. И не может ли оказаться, что в погоне за сегодняшним добром общество рискует напороться на серьезнейшую беду завтра.
Так вот, в смысле актуальности с блокадой торговли на крови — сомнений нет.
Очевидно, что реализации просто масштабного проекта вроде футбольного чемпионата требует серьезной напряжения властной машины и общественных сил. Что уж говорить о победе в войне за независимость против многократно превосходящего противника! Здесь необходима максимальная концентрация всех общественных институтов и возможностей на общей цели.
«Все для фронта, все для победы!» — это не расхожий лозунг, это путь выживания Украины.
А у нас боец попадает на передовую, и в перерывах между обстрелами видит грузопотоки промышленного масштаба туда, откуда прилетают убивающие снаряды и мины. А вернувшего на гражданку героя ослепляет уже иллюминация роскошных кабаков, забитых развлекающейся публикой. И халдеи ему втолковывают свысока, что человек в камуфляже нервирует клиентуру. И вообще, только лохи не понимают, что это война меж Штатами и Россией, так что не мешай умеющим жить наслаждаться правильно охлажденным «Кристаллом» по штуке баксов за бутылку. Купленным, вполне возможно, на барыши от того «контрабаса», который прет через линию фронта.
Если кто-то во власти надеется, что при такой чудовищной разности потенциалов в конце концов не полыхнет бешеная электрическая дуга, то он учился в школе, как Андрей Парубий.
Для нас сегодня возможно что-то одно. Смерть или жизнь. Агрессор или партнер. Война или торговля.
И альтернатива должна быть осознано выбрана украинским обществом, а не кем- то персонально, будь то Петра Порошенко или даже сам Андрей Артеменко.
2.ПАССИОНАРНОСТЬ.
Точных характеристик для этого критерия привести невозможно, но ощущается сразу: насколько далеко намерены пойти участники акции в отстаивании своих целей, способны ли они терпеть тягости и лишения, готовы ли на борьбу и самопожертвование, в конечном итоге?
Проплаченный митинг с самыми актуальными лозунгами — это очковтирательство заказчику и освоение бюджета. Во всех киевских антимайданах пассионарности было меньше, чем в спиче Людмилы Янукович про наколотые апельсинки.
А вот стихийный искренний протест, как известно, способен перерасти в общенародное восстание.
Могу констатировать, что с пассионарностью в блокадной акции все на высшем уровне. Особенно, в той ее части, что на Донбассе. Люди реально рискуют жизнью, потому что вдруг могут угодить под «дружественный» минометный обстрел или на них загадочным образом выйдет «вражеская ДРГ» — подобные случаи в прекращении торговли на крови, увы, бывали.
В киевской части протестов, при неизбежном проценте равнодушных зевак, случайных пассажиров и платных провокаторов тоже видна готовность отстаивать свои требования. Протестанты не боятся полиции, потому что чувствуют себя в своем праве. Это важно — когда за спиной крылья справедливости.
Уверенность в правоте внушает. Не только сторонним наблюдателям, но и власти с ее силовиками, которые реально стремятся не переходить границы, что мы и наблюдали.
3.АДЕКВАТНОСТЬ
Имеется в виду, насколько выбранные методы протестной борьбы позволяют достичь заявленных целей и результатов.
Вот здесь у «блокадников» откровенный провал. И это большой вопрос к лидерам и организаторам акции.
Первое требование — освобождение военнопленных, захваченных российско-террористическими войсками. Этот вопрос не просто держит на контроле Кремль, он считает его важным элементом для шантажа цивилизованного Запада. Даже если коллаборационистов Донбасса каким-то образом заинтересовать/принудить к обмену пленными, то за самоуправство они прослушают волшебную мелодию «полет шмеля в лифте». Так что никто не рискнет, какие бы экономические трудности в ОРДЛО не вызывала блокада.
А что касается торговли на крови, то сегодня это требование относится к разряду теоретически возможных, но практически неосуществимых.
Понимаете, для стольких многих чиновников, военных, прокуроров, полицейских и так называемых бизнесменов в Украине это превратилось в самое удачное, самое прибыльное дело их жизни. Даже если их периодически отлавливать и расстреливать, «контрабас» это не прекратит. Как не прекращает наркоманию в Китае, Индии, Иране, Пакистане и еще десятке стран смертная казнь за распространение наркотиков.
Для прекращения или хотя бы минимизации «бизнеса» с оккупированными территориями необходимо кардинальная смена приоритетов украинской власти — сверху донизу. Введение в реалии жизни тех понятий — война, агрессор, оккупация — о которых говорилось выше.
Поскольку эта власть на смену приоритетов категорически не способна (кто в этом не убедился за три года — либо дурак, либо в доле), то единственный рациональный выход — менять саму власть.
Однако даже если в требования протестантов войдет отставка Кабмина, это не повысит адекватность. Потому что действующая Верховная Рада, контролируемая Президентом, породит следующий Кабмин, еще жаднее и циничнее Кабмина В.Гройсмана. Хотя бы потому, что поляна для наживы неуклонно сокращается, и барыгам уже не до предварительных ласок и прочей потери времени.
Перевыборы ВР — тоже не выход, потому что по действующему законодательству будут избраны такие же, только хуже. И возвращаемся к предыдущему абзацу. А принципиальных изменений законодательства не допустит Президент, потому что в таком случае он утратит контроль над парламентом. И перестанет быть всевластным, но безответственным хозяином Украины, позволяющим себе сделки вроде «минского договорняка», который и порождает военнопленных, подло не признаваемых таковыми, как и торговлю на крови, иезуитски именуемую товарообменом.
Требовать смены Президента? По-хорошему Порошенко на досрочные президентские выборы не пойдет — для него это чревато. Для него самоубийственны любые принципиальные изменения в системе клептократическо-олигархической власти.
Соответственно, единственным адекватным протестным требованием ныне является полный демонтаж существующей постсовковой власти и продуманная ее замена на новую, построенную на принципах свободы и прав личности, общественного служения, перехода от державы-автократа к державе-сервису.
Только снос под ноль, без изъятий и исключений! Никаких мелких шагов, столь любимых нашими правителями. Мелкими шагами пускай они от разъяренных сограждан драпают!
И лучшим мирным способом, изобретенным человечеством для решения такой мировоззренческой задачи в масштабе страны, является переучреждение державы через новый Общественный Договор. Только так возможно вовлечь в учредительный процесс максимальное количество социально активных граждан, общественных организаций и политических партий. Что и обеспечит, в конечном итоге, общественный консенсус насчет направления развития Украины и правил совместного проживания/хозяйствования.
Я скажу больше: главным критерием адекватности любых лидеров и возглавляемых ими структур сейчас является именно готовность к переучреждению державы через новый Общественный Договор, ибо только это открывает возможности решения всех тех вопиющих проблем, которых мы набрались за четверть века, как чау-чау репейника.
Речь не о частностях, а о международной субъектности Украины, достижении справедливого мира, трансформации державы на благо ее граждан, а из этого автоматически проистекает и освобождение незаконно удерживаемых украинцев, и возврат оккупированных территорий, и, соответственно, прекращение торговли с пособниками оккупантов.
Кстати, ультиматум власти, озвученный Андреем Билецким, куда ближе к тому, что соответствует моменту. Но он тоже половинчатый и не является стратегическим выходом из институционального кризиса и тотального недоверия между обществом и властью.
Не выдвигая действительно адекватных требований, опасливо занижая эту планку, организаторы протестов рискуют скатиться в профанацию. Власть же немедленно включает компрометацию лидеров протестных акций, низводя их в общественном сознании до уровня опасной буффонады.
Что мы ныне и наблюдаем. Хотя главное только начинается. Но я рекомендовал бы запасаться не попкорном, а чем-то бронебойным или бронированным — в зависимости от того, на какой стороне планируете оказаться.
Изображение: Апостроф