Читая в социальных сетях бесчисленное количество комментариев о помиловании Михаила Ходорковского, приходится только поражаться человеческой глупости. Откровенное быдло поднимает злорадный вопль на эту тему. Злорадство, в основном, идет в трех направлениях:
На эту тему не могу не вставить и свои "пять копеек" и скажу следующее.
Начнем с главного. Писал Ходорковский прошение о помиловании, не писал - это неизвестно! Во всяком случае - пока неизвестно. Ни администрация зоны, где сидит Ходорковский, ни комиссия по помилованию, ни адвокаты Ходорковского об этом ничего не знают. Так что, вопли злорадства следует пока что слегка притормозить. Это, как говорится, первое.
Отсюда следует забавное следствие: а, собственно говоря, как об этом Путин-то узнал? Единственная информация, которую опубликовали сетевые СМИ (да и то, это не подтверждено) - это то, что Михаила Ходорковского посещали сотрудники спецслужб. И что они там ему говорили? Кстати, если то, что Ходорковский писал прошение, окажется правдой, то эта наиболее вероятная причина этого! Иначе как Путин мог узнать о прошении? Ему что - голубиной почтой прошение отправили? Или телепатически?
Но шут с ним - не имеет значения. В любом случае подтвердить это или опровергнуть может только сам Ходорковский! Иными словами, или он подтверждает, что да, мол, писал - или не подтверждает. Если не подтверждает - тем самым дает Путину сильнейшую оплеуху, давая всеми миру понять, что наш так называемый "президент" - банальный врун. В этом случае, правда, в качестве ответной меры Ходорковский гарантированно получает от Путина кромешный ад в оставшиеся до истечения второго плюс еще один срок на семь лет с перспективой сидеть пожизненно.
А если писал... Я уже неоднократно говорил, что любые обязательства возникают только в том случае, если они приняты добровольно и осознанно. Только так – и никак иначе! Долг нельзя навязать силой или обманом! То же самое и с признанием: признание, полученное под пыткой, под угрозой или под прикрытием заложников - это бумажка, которой можно подтереться. С другой стороны, никто, никогда и ни при каких обстоятельства не имеет права осуждать человека, который что-то сделал под пыткой. Это не оговорка и не гипербола: речь идет именно о пытке, которая растянулась на 10 (десять!) лет - когда за решеткой оказался умный, энергичный, полный сил и творческих планов блестящий человек, которого шантажировали друзьями и семьей, держа их в заложниках. Буквально на глазах успешный бизнесмен и олигарх превратился в несгибаемого человека, который не сломался.
Скажите честно - вы на такое способны? Вы его осуждаете? ну, так пойдите, посидите лет десять!
И если после этого человек что-то там подписал - упрекнуть его может только законченный моральный урод!
Во всяком случае, лично я ни при каких обстоятельствах даже мысленно не упрекну Михаила Борисовича!
Напротив, тот факт, что Ходорковский выходит на свободу – это без преувеличения огромная радость! Радость для всех, кто чувствовал свою собственную причастность к судьбе этого удивительного человека, для всех, кому было не все равно.
А для плешивого карлика с пустым взглядом - что бы его усатая пресс-секрутутка ни вещала! - это моральное поражение. При любом исходе!