«Это больше, чем преступление, это ошибка».
Жозеф Фуше
Сегодня многие сетевые СМИ перепечатали заявление главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина о том, что мигрантов, убивших Егора Щербакова в Бирюлево, следует не просто найти, а жестко покарать, причем сделать это демонстративно. Это заявление Чаплин, и ранее известный своими скандальными и экстремистскими высказываниями, сделал в интервью «Интерфаксу». И, к немалому удивлению, в социальных сетях тут же появились одобрительные комментарии: мол, наконец-то РПЦ поддержало русский народ, молодцы!
Вполне допускаю, что подобное заявление Чаплина кому-то понравилось. Но проблема в том, что восторгаться этим заявлением и одобрять его могут только люди наивные, которых не интересует ничего, которые, купив кухни Иваново, считают, что на этом достигнут жизненный успех на 100%. То есть которые «глубоко не копают» и воспринимают сказанное буквально. Но если проанализировать ситуацию и рассуждать спокойно и непредвзято, то очевидно прямо противоположное: худший поступок, худшее заявление даже придумать трудно. Как по содержанию, так и по последствиям.
И вот почему.
Следует понимать, что заявления высокопоставленных лиц важны не тем, что говорящий имел в виду, а тем, как это воспринимается окружающими и какой знак посылается окружающим. Поэтому данным заявлением Чаплин фактически посылает знак наиболее маргинальным черносотенным слоям российского общества:
Ату мигрантов! Церковь с вами! Ратуйте, православные!
То есть, фактически данное заявление Чаплина суть ни что иное, как натуральное подстрекательство к погромам по национальному признаку. Точнее, по признаку вероисповедания.
Но отсюда следует и другое. Подстрекая маргиналов и черносотенцев, Чаплин подводит их под дубинки ОМОНа. Следовательно, те, для кого «слово пастыря» суть истина в последней инстанции, неизбежно обозлятся не только на «ин6оверцев», но и на ОМОН. То есть – на «власть».
А это означает, что своим заявлением Чаплин фактически противопоставил Церковь существующему режиму.
Это во-первых.
Во-вторых, давайте проанализируем крайне любопытную мысль, высказанную Чаплиным. По его словам, лучше всего было бы, чтобы представители народа, к которому принадлежит этот человек, сами отдали его в руки правосудия.
Теперь подумайте. Мало того, что Чаплин фактически призывает к войне по религиозному признаку, он призывает противников отдать убийцу в руки правосудия. Но в контексте того, что сказано выше, получается так, что в интересах, простите за не толерантный оборот, «виновной конфессии» не выдавать преступника, а наоборот: спрятать его от греха подальше!
И вот почему.
Россия – страна многоконфессиональная. В сложившейся ситуации (то есть в свете заявления Чаплина), самим выдать преступника – значит, показать свой страх. Это означает признать главенство РПЦ. Но это же будет означать раскол в той конфессии, к которой принадлежит убийца (потому что в любой конфессии есть радикальные течения).
Следовательно, на выдачу преступника никто не пойдет. Напротив, своим заявлением Чаплин резко обострил отношения с другими конфессиями.
Чудненькая перспектива!
Но самое главное в том, что Чаплин подставил кремлевскую тусовку явно не по-детски! Потому что именно Кремль делал ставку на мигрантов. Именно путинская тусовка обострила ситуацию до предела! И что теперь делать Кремлю?
Согласиться с заявлениями Чаплина? Но это означает, признать главенство РПЦ и стать марионеткой в руках попов!
Не согласиться и одернуть? Но это значит, поссориться с РПЦ!
Цугцванг…
Короче говоря, если раньше Чаплин нес ахинею без последствий, то теперь последствия его бреда поистине непредсказуемы…
«Это больше, чем преступление, это ошибка».