В последнее время у меня стали возникать достаточно странные ассоциации Владимира Путина с Адольфом Гитлером. Нет-нет, я не упрекаю Путина в создании газовых камер и лагерей смерти (хотя некоторые события последнего времени позволяют это сделать, но масштабы все-таки несопоставимы: будем же справедливы). И не вменяю Путину в вину развязывание третьей мировой войны. Речь о другом: о массовом сдвиге в сознании россиян. Ибо то же самое человечество наблюдало все 12 лет пребывания у власти нацистов в Германии.
Вначале – очень краткая преамбула. Пару дней назад мне довелось беседовать с одним человеком. Вроде бы нормальный человек, высшее образование за плечами, интеллигент… Как и все жалуется на жизнь, на растущие цены, на безудержную коррупцию, на полицейский беспредел, на беззастенчивую фальсификацию результатов выборов… «Единую Россию» терпеть не может… Короче говоря, обычный россиянин.
Но когда речь зашла о Ходорковском – тут человек просто преобразился. Зубовный скрежет и негодование лишь потому, что Михаила Ходорковского не расстреляли! О как! Просто какая-то дикая животная ненависть!
И вот я думаю: как такое стало возможным? Давайте вернемся к самому началу статьи.
Я до сих пор не могу понять: как такая великая нация, как немцы, народ, подаривший миру Канта, Гегеля, Шиллера, Гете, Гейне – смогла допустить коричневую чуму в своем государстве? Как такой великий народ вообще мог сосуществовать рядом с газовыми камерами, лагерями смерти и творить те дикие зверства на оккупированных территориях? Почему этот великий народ не стошнило от теорий о расовом превосходстве арийцев?
Как такое стало возможным?
Но тут же я задаю вопрос: откуда в нашем великом народе, подарившем миру величайших гуманистов Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского такая дикая и почти что животная ненависть, мстительность, стремление уничтожить, растоптать, добить, растерзать, сгноить?
Я вполне допускаю, что человек может не любить Ходорковского. Но мы сами не замечаем, что в своей животной ненависти к человеку, который стал жертвой несправедливости и политических репрессий, многие из нас становятся натуральными дикарями!
Знаменитый исследователь Африки Дэвид Ливингстон еще в XIX веке с ужасом выяснил, что у некоторых африканских племен есть только два вида наказания: либо увечье, либо смертная казнь. Но позволю себе задать вопрос: а чем отличаются от дикарей те из нас, которые призывают дополнительные проклятья и кары на многострадальную голову Ходорковского, который и так натерпелся достаточно?
Но эту мстительность и нетерпимость старательно насаждают в обществе именно путинские пропагандоны! Добить, уничтожить, замочить в сортире, растереть в порошок! В обществе старательно культивируется ненависть: к Ходорковскому, к жидам, к черножопым, к пиндосам… При этом никаких компромиссов: только либо любовь взасос – либо полное уничтожение! И именно этим наше общество, наш великий народ превращается в скопище форменных дикарей!
И это происходит под молчаливое одобрение того самого народа, который всегда славился терпением, терпимостью и милосердием!
Послушайте! Если Ходорковский и был в чем-то виноват – он свое отсидел. Но нельзя – слышите, люди! – нельзя гнобить и уничтожать человека до конца его дней! Но тот садизм, который мы все наблюдаем в отношении Ходорковского, вызывает именно ассоциации путинизма с гитлеризмом!
А если называть вещи своими именами еще более конкретно – чувство глубокого омерзения.